Влияние выбросов автомобильного транспорта на энтомофауну и растительность Рудничного соснового бора города Кемерово

Материал и методика исследования

Данный проект включает в себя два раздела: изучение негативного влияния выбросов автотранспорта на насекомых бора, которое проводилось в июне 2008, 2009 года и изучение негативного воздействия выбросов автомобильного транспорта на растительность бора, которое проводилось в июне 2010 года.

Материалом для выполнения первой части проекта послужили сборы насекомых, проведенные на территории Рудничного соснового бора города Кемерово.

Всего за два года было учтено более 1500 экземпляров насекомых.

Составлена коллекция насекомых Рудничного соснового бора города Кемерово.

Коллекция насекомых

Для сбора насекомых главным образом использовался воздушный (энтомологический) сачок. Отлов обитателей травяного покрова производился методом кошения [8].

Изготовление воздушного (энтомологического) сачка    Изготовление воздушного (энтомологического) сачка

Хранение собранного материала

Собранные насекомые должны оставаться в морилках не менее 2–3 часов. Насекомых быстро, но аккуратно вытряхивают или вынимают пинцетом из морилки на лист бумаги или кусочек картона вместе с полосками фильтровальной бумаги, находящимися в банке.

Насекомых, вынутых из морилки, необходимо в течение 10–15 минут просушить на воздухе, затем выложить на ватные матрасики или наколоть на булавки.

Ватные матрасики изготавливают из слоистой ваты и бумаги [7].

Ватный матрасик и лист-вкладыш с этикетками    Ватный матрасик и лист-вкладыш с этикетками

Насекомых раскладывают как можно ближе друг к другу, но не соприкасались. Их кладут на брюшко, подогнув ноги под тело и прижав усики к бокам головы. Не следует укладывать рядом крупных и мелких насекомых, так как мелкие проваливаются под крупных и ломаются. Желательно на один и тот же матрасик класть насекомых примерно равной величины и из одной систематической группы [2].

На вкладыше простым карандашом подробно записывать дату и место сбора, биотоп, время и продолжительность отлова, фамилию сборщика. Если насекомыми занят не весь слой матрасика, то разные сборы нужно отделить друг от друга пунктирными линиями, нарисованными аналогично на вате и на вкладыше матрасика, с обязательной подробной записью условий каждого из сборов.

Заполненные матрасики аккуратно укладывают в коробку. Во избежание появления плесени ватные сборы следует хранить в сухом и хорошо проветриваемом месте [9].

Если насекомые хранились на вате, их необходимо размочить. Для этого используется обычный эксикатор, тарелка или другой стеклянный сосуд, на дно которого насыпают слой промытого и прокаленного речного песка толщиной 1–2 см. Песок заливают кипяченой водой, застилают 2–3 слоями фильтровальной бумаги, а сверху закрывают крышкой. Сильно высохших жуков размачивают около суток, иногда дольше, остальных насекомых — от 3 до 6 часов. Чтобы предохранить размачиваемых животных от плесени, в камеру следует добавить небольшое количество карболовой кислоты или тимола [1].

Изучение воздействия выбросов автомобильного транспорта на растительность бора

Нами были заложены 3 пробные площадки – А, Б, В (IV выдел 12 квартал, III выдел 7 квартал и III выдел 38 квартал, соответственно), на которых производились исследования в течение двух лет (июнь 2008, 2009 года).

Пробные площадки в сосновом бору

Работа над второй частью проекта заключалась в описании видового состава растений, произрастающих вдоль дороги (на расстоянии до 1 метра), геоботаническом описании, изучении степени влияния выбросов автотранспорта (с помощью растений – биоиндикаторов: сосна обыкновенная и лишайник), фотосъемка и учет автомобильного транспорта на данном участке дороги [10].

Видовой состав растений бора определялся при помощи Определителя растений Кемеровской области.

Для определения биометрических параметров отдельных органов сосны обыкновенной нами были заложены 3 пробные и контрольная площадки (на расстоянии около 200 метров от автомобильной дороги). Отбор образцов годичных побегов производился со стороны автомобильной дороги на расстоянии 1,5–2 метра. На каждой из площадок было выбрано по одному дереву среднего возраста. Для проведения исследования с каждого из деревьев было взято по 3 побега трехлетнего возраста. На каждом из образцов отмечалось: длина побега каждого возраста, количество хвоинок на побеге каждого возраста и длина хвоинок на побегах. Затем все данные усреднялись.

Для определения количества выбросов автомобилями резиновой и асбестовой пыли на исследуемой территории была выбрана автомобильная дорога (от пересечения ул. Институтская и Терешковой до ост. Бор на ул. Логовая).

Данная методика предложена ГОУ ДОД «Областная детская эколого-биологическая станция» Кемеровской области.

  1. Необходимо определить количество единиц автотранспорта, проходящего по данному участку в течение часа и заполнить таблицу и рассчитать общий путь, пройденный выявленным количеством автомобилей каждого типа за 1 час по формуле:

    Li = Ni × l,
    где Ni — количество автомобилей каждого типа за 1 час; i — обозначение типа транспорта; l — длина участка, км.

    Полученный результат занесите в таблицу № 5.

  2. Необходимо рассчитать количество топлива (Q, л) разного вида, сжигаемого при этом двигателями автомашин, по формуле:

    Q = Li × Yi,
    значения Yi приведены в таблице № 6.

  3. Необходимо определить общее количество сожжонного топлива каждого вида и занести результаты в таблицу № 7.

  4. Необходимо подсчитать, какое количество автомобильной резиновой и асбестовой пыли выделяется на протяжении всей дороги за сутки, месяц, год. Известно, что один движущийся автобус выбрасывает на 50 метров дороги 0,005 г резиновой пыли и 0,125 г асбестовой пыли, один грузовой автомобиль выбрасывает 0,008 г резиновой пыли, а один легковой автомобиль 0,00125 г.

Таблица № 5

Тип автотранспорта Количество
за 20 минут
Количество
за 1 час
Общий путь
за 1 час, L км
Легковые автомобили      
Грузовые автомобили      
Дизельные грузовые автомобили      
Автобусы      

Таблица № 6

Тип автотранспорта Средние нормы расхода топлива (л на 100 км) Удельный расход топлива Yi, (л на 1 км)
Легковые автомобили 11 - 13 0,11 – 0,13
Грузовые автомобили 29 – 33 0,29 – 0,33
Дизельные грузовые автомобили 31 – 34 0,31 – 0,34
Автобусы 41 – 44 0,41 – 0,44

Таблица № 7

Тип автотранспорта Ni Qi, в том числе
бензин дизельное топливо
Легковые автомобили             
Грузовые автомобили      
Дизельные грузовые автомобили      
Автобусы      
← Объект исследования Виды насекомых Рудничного соснового бора →