Школьное питание и психоэмоциональное состояние младшего школьника

Психологические аспекты питания

Понятие «психика» заключает в себе массу разнообразных значений и представляет собой совокупность различных сфер: сферы памяти, интеллектуального и творческого развития, обучения, воспитания и многого другого. Однако сферой, которая непосредственно касается физического здоровья, является именно психоэмоциональная, т. е. область наших эмоций и чувств.

Выясним, что же это такое психоэмоциональная сфера человека.

Эта сфера содержит множество составляющих, которые являются своеобразными кирпичиками, или звеньями, в совокупности образующими область психоэмоциональной сферы. Кирпичиками психоэмоциональной сферы человека являются ощущения, эмоции, настроение и чувства.

Основываясь на цели нашей работы мы кратко остановимся на раскрытии понятия ощущения.

Под ощущением принято понимать простейшую способность человека реагировать на окружающий его мир. Причем реакция эта происходит в данном случае не на уровне осмысления, а только лишь на уровне рефлексов организма. Допустим, если человеку холодно - он мерзнет, если он давно не принимал пищи - испытывает чувство голода, если нюхает цветок - чувствует некий аромат и т. д. Следовательно, многообразие ощущений отображает и многообразие окружающего мира.

Значительно более сложное по своей насыщенности психическое явление - это эмоции.

Эмоции отличаются от ощущений тем, что человек не просто воспринимает факты окружающей его действительности, но и дает им какую-то личную оценку, при этом каждый строго индивидуальную. В сфере эмоций работают не только рефлексы, в ней задействована и личность субъекта. Например, тридцатиградусную жару на уровне рефлексов всякий человек ощущает как зной и реагирует повышенным потоотделением, однако на уровне эмоций реакция может быть различна - у кого-то это вызывает раздражение, кто-то к этому равнодушен, а кто-то испытывает от палящего зноя удовольствие.

То же самое относится и к вкусовым ощущениям. Допустим, ощущение одно и то же: кислый вкус (скажем, от кислого леденца или от лимона). Однако один человек может быть от него в восторге - его этот вкус освежает и взбадривает, другому все равно, а третий в негодовании - он предпочитает ощущение сладости. Подобные аналогии можно провести со всеми видами ощущений.

Издавна существовало множество различных классификаций человеческих ощущений, но наиболее универсальной и распространенной из них остается та классификация, в которой ощущения делятся на:

  • зрительные;
  • слуховые;
  • осязательные (тактильные);
  • обонятельные;
  • вкусовые.

Исходя из классификации ощущений видно, что все они имеют важное значение в сфере питания, т. к. все аспекты вызывают определенные эмоции. Желание или нежелание принять пищу.

Как известно цвет, запах, внешнее оформление, способны вызвать аппетит.

Так что в зависимости от поставленной задачи можно выбрать определённый способ процесса еды.

Для возникновения хорошего аппетита рекомендуется выбирать цвет посуды, скатерть, приборы, аксессуары теплых и ярких оттенков (желтые, красные, оранжевые). Вид блюда тоже имеет значение (зрительные ощущения) – больше использовать зелени, нарезанных помидоров, перчинок.

Наоборот, когда стоит задача снижения аппетита, то на кухне должно быть всё стерильно, как в операционной. В большей степени использовать белое, светло-голубое, синее, серое – эти цвета «притормаживают» процессы организма, и желудочный сок перестает активно выделяться. Всё должно быть обустроено максимально просто. Можно положить на тарелку пару кусочков чего-то одного, быстренько их съесть и скорее взяться за другие интересные дела. Желудок будет удовлетворен, а психологического настроя на еду не будет. Черный вообще действует на подсознание угнетающе и сразу совершенно снижает аппетит.

Каждый продукт имеет свой цвет, и из этого можно вывести его полезные свойства и влияние на настроение. Так, например, если в данный момент хочется поднять настроение, то можно скушать что-нибудь яркое, если надо успокоиться – взять продукты нейтральных цветов. Можно скорректировать собственное состояние с помощью еды.

Белый цвет – рис, капуста, белая рыба – снимает напряжение, отгоняет тревогу, успокаивает. Он способен улучшить зрение и функции желез внутренней секреции.

Красный – свекла, зерна граната, вишня, арбуз – пробуждает жизненные силы, наделяет энергией и оптимизмом. Этот цвет делает подвижными суставы и эластичными мышцы.

Оранжевый – апельсин, абрикос, морковь – поднимает настроение, улучшает обмен веществ, усиливает кровообращение, благотворно влияет на состояние кожи и пищеварение.

Желтый – дыня, ананас – это цвет здоровья, он помогает при депрессиях и неврозах.

Зеленый – яблоки, любая зелень, горох – рассеивает отрицательные эмоции, обладает снотворным действием, улучшает работу сердца.

Синий – водоросли, черника, ежевика – успокаивает сердцебиение, снижает кровяное давление, помогает при расстройстве кишечника, способствует сохранению зрения.

Фиолетовый – виноград, слива – улучшает зрение и хорошо успокаивает при тревогах и беспокойствах.

Такая наука психокулинария делит продукты, в зависимости, от цвета и составляющих на «теплые» и «холодные».

Так, к продуктам теплого спектра относятся все овощи и фрукты красных и желто-оранжевых оттенков, например, редис, помидор, красный перец, тыква, малина, земляника, хурма, лимон, груша. Сюда же включаются репа, лук и капуста красного кочана. Из злаков это гречка, пшено и пшеница. Из морепродуктов – сардины, сельдь, сом, креветки, крабы и икра. Мясо – индейка и утка. Напитки - зеленый чай, отвар из шиповника. Если говорить о специях, то это будет корица, укроп, тимьян, хрен, цикорий и шафран.

В холодном спектре выделяются те же категории. Овощи и фрукты - картошка, фасоль, горох, баклажаны, грибы, виноград, слива. Отдельно выступает чеснок. Злаки - кукуруза, рожь, овес. Из рыбы - карп, угорь, судак, щука, камбала, форель. Мясо - свинина, говядина, баранина, кролик. Из напитков выделяют кофе, какао, пиво и молоко. А приправы: перец, уксус, гвоздика, тмин, ваниль и лавровый лист.

Управлять настроением могут шоколад, кофе, груша, лимон, айва, имбирь. В число «веселящих» продуктов входят также зеленый лук и петрушка, паприка. Нейтрализует отрицательные эмоции клубника, бананы, которые содержат серотонин, вещество, необходимое нашему мозгу, которое сигнализирует: «Вы счастливы!».

← Особенности питания младших школьников. Режим питания Методы и объект исследования →