Оценка устойчивости древесно-кустарниковых растений в зеленых насаждениях жилого района Кедровка г. Кемерово

Характеристика территории проведения исследования

Объектом исследования являются зеленые насаждения на территории ж. р. Кедровка г. Кемерово. Кедровка административно подчинена г. Кемерово, является его жилым районом. Удалена от областного центра на 30 км.

Новейшая история Кедровки началась в 1954 году после сдачи в эксплуатацию угледобывающего предприятия «Кедровский карьер» (ныне разрез «Кедровский») и неразрывно связана с его строительством и развитием.

Разрез «Кедровский» находится в непосредственной близости от жилых строений ж. р. Кедровка. Максимальная удаленность от ж. р. Кедровка составляет 5 км, минимальная — 3 км.

Основная производственная деятельность — добыча угля открытым способом. Промышленные запасы угля, по состоянию на 01.01.2002 г. — более 111 млн. тонн. Их хватит, чтобы обеспечить разрезу ежегодную добычу в 4,5 млн. т на протяжении 25 лет. Суммарная мощность разрабатываемых пластов — 23 метра, мощность отрабатываемых пластов колеблется от 1 м до 34 м.

На разрезе применяется транспортная система разработки, вскрышные породы перемещаются на внешние и внутренние отвалы железнодорожным и автомобильным транспортом. Длительность транспортировки угля по разрезу в среднем составляет 5 км, а породы автомобильным транспортом — 2 км, железнодорожным – 6км. Близость расположения от административно-территориального центра области также позволяет иметь выход на разветвленную сеть железнодорожных и автомобильных путей.

Разрез «Кедровский» был и остается флагманом открытой угледобычи не только в Кузбассе, но и в России: производственная мощность — 4200 тыс. т; годовой объем угледобычи — 4500 тыс. т; численность работающих — 3600 чел. По качеству продукции и производственным показателям входит в тройку лидеров среди угледобывающих предприятий Кузбасса. Доля добычи угля разреза от всей УК «Кузбассразрезуголь» — 12%.

В структуру разреза «Кедровский» входят: управление горных работ, в т. ч. обогатительная фабрика; автотранспортное управление; управление железнодорожного транспорта; энергомеханическое управление.

Основное горно-транспортное оборудование, используемое на разрезе: экскаваторы (общее количество в технологии – 31 единица); автомобили БалАЗ грузоподъемностью от 40 до 200 тонн (общее количество 62 единицы); тяговые агрегаты ОПЭ-1 (9 единиц) с думпкарами грузоподъемностью 105 тонн; буровые станки СБШ с диаметром скважин от 200 до 270 мм для бурения скважин при подготовке вскрышных пород к выемке(общее количество – 12 единиц). В 2000 году на разрезе создан участок гидромеханизации, мощность которого в 2001 году доведена до 3120 тыс. кубических метров в год. На участке используются гидромониторы ГМД-2м, землесосы ЗГМ-2м, насосы 1Д-1250 и Д-2000. Для обеспечения работы горно-транспортного оборудования, бурового оборудования и оборудования гидромеханизации на разрезе используются бульдозеры (общее количество – 21 единица).

В производственном процессе основные объемы вскрышных работ (80%) выполняются автомобильным транспортом. Большое значение на предприятии имеет железнодорожный транспорт. На его долю приходится 20% объемов вскрыши. Общая протяженность железнодорожных путей на разрезе 132 км. [2]

Угольная промышленность создает мощное техногенное воздействие на окружающую среду. Воздействие это проявляется в загрязнении атмосферного воздуха в процессе добычи и переработки угля, а также вызвано процессом буровзрывных работ, работой двигателей карьерной техники, выбросами от котельных и эндогенных пожаров. Установлено, что уровень загрязнения воздушной среды, превышающий ПДК, и дальность распространения выбросов выше в районе расположения предприятий с открытой добычей угля. Радиус загрязнений в районе разрезов составляет 3500-4000 м, шахтах – 100-1500 м. [3]

Из вышеизложенного видно, что наряду с автотранспортом, одним из основных антропогенных факторов, влияющим на экологию района является воздействие угледобывающего предприятия.

Исследования проведены в июле 2009 г. Исследовались деревья:

  • примагистральных посадок пер.Горняцкий, ул.Стахановская. Обе проезжие части ограничивают Парк Победы, являются двумя из 3-х магистралей, которые несут основную нагрузку автотранспорта;
  • парковой зоны - Парк Победы. Это искусственно созданное место отдыха для жителей ж.р.Кедровка, расположен в центре района. Въездной дорогой разделен на две части. Со всех сторон окружен проезжими дорогами.
  • зоны рекреации ул.Новогодняя. В прошлом улица (около20 лет назад) являлась центральной проезжей дорогой п.Кедровка. в настоящее время является пешеходной улицей, не несущей нагрузки автомобильного транспорта. Является одним из любимых мест жителей района для прогулок.
← Введение Методика проведения исследования →