Результаты анкеты САН позволили отметить тенденцию к снижению, в среднем по классу, показателей самочувствия, активности и настроения после завтрака получить (таблица 1). Это можно объяснить тем, что после приема пищи активизируются процессы по перевариванию пищи, в то время как ученикам необходимо продолжать обучение. А уже спустя один урок после завтрака показатели психоэмоционального состояния улучшаются, а активность становится выше. Чем на момент оценки изучаемых параметров до приема пищи.
Таб. 1. Результаты анкеты САН
До завтрака | После завтрака | Спустя 1 урок после завтрака | |
Самочувствие | 57,3 | 55,6 | 57,96 |
Активность | 49,5 | 49,1 | 51,63 |
Настроение | 57,45 | 56,1 | 57,89 |
В связи с тем, что показатели в среднем по классу снизились после завтрака, возник вопрос о том, кто же в большей степени подвержен такой тенденции мальчики или девочки. Представленные результаты в таблицы 2 наглядно показывают, что в большей степени выражено снижение самочувствия и настроения у мальчиков, чем у девочек. Изначально девочки оценивают свое самочувствие и активность ниже в сравнении с мальчиками. Однако, через урок после завтрака все показатели изучаемых параметров восстанавливаются и становятся не значительно, но выше, чем на момент первого обследования.
Таб. 2.
Самочувствие | Активность | Настроение | ||
Мальчики | До завтрака | 56,79 | 49,86 | 57,14 |
После завтрака | 53,64 | 50,28 | 55,36 | |
Спустя 1 урок после завтрака | 57,98 | 51,86 | 57,98 | |
Девочки | До завтрака | 55,87 | 48,87 | 58,0 |
После завтрака | 55,83 | 47,88 | 56,88 | |
Спустя 1 урок после завтрака | 56,88 | 49,88 | 57,58 |
Для того, чтобы выяснить, что могло привести к снижению самочувствия, активности, настроения после завтрака, была проведена анкета «Оценка школьного питания».
Какой из видов питания ты предпочитаешь?
Устраивает ли тебя школьное меню?
Какие блюда и изделия из меню нашей столовой ты не любишь?
Не любят рыбу 34,62%, рис 19,23%, овощное рагу 15,38%, каши 11,54%.
Какие блюда и изделия тебе нравятся из предлагаемого меню?
Нравится лапша с сосиской (жареной колбасой, котлетой, курицей) – 42,31% обучающимся, свекольник и др. супы – 26,92%, каши и плов – 11,54%. Всего 7,69% ответили, что им нравится молочный суп.
Чтобы ты хотел добавить в меню?
Хотели бы добавить чипсы, пиццу, жареный картофель, творог, голубцы.
Полученные данные свидетельствуют, что большинство детей выбирают такой вид питания как завтрак (53,85%). Т. е. обучающиеся в большинстве своем готовы к принятию пищу именно в тот временной промежуток, который отводится для завтрака.
Мнения учащихся разделились при ответе на 2-ой вопрос анкеты. Так 46,15% обучающихся устраивает и столько же не устраивает школьное меню. Анкета «Оценка школьного питания» показала, что девочки более критично относятся к школьному меню, в то время как мальчиков оно вполне устраивает.
Все выше указанные данные, полученные в результате анкетирования, позволяют сделать вывод о том, что обучающиеся в большей степени выбирают такой вид питания как завтрак. Выявлено снижение после школьного завтрака таких показателей психоэмоционального состояния как самочувствие и настроение. Однако спустя 1 час после изучаемые параметры возвращаются к исходным средним значениям. Здесь можно предположить, что снижение уровня самочувствия и настроения после принятия пищи обуславливается необходимостью отдохнуть, а учебная ситуация требует проявления активности и сосредоточенности.
В результате исследовательской работы определены рекомендации для учащихся, педагогов и родителей.
Для учащихся:
- Старайся есть разнообразную пищу, содержащую все необходимые ингредиенты. При разнообразной пище и правильной кулинарной обработке продуктов организм получает вполне достаточное количество витаминов.
- Придерживайся определенного режима питания и тогда ты будешь здоровее и крепче.
- Больше двигайся и умей управлять своими эмоциями, используй знания такой науки, как психокулинария.
- Преимущественно используй растительную пищу (злаки, овощи, фрукты) и молочные продукты (йогурт, творог и т. д ).
- Обязательно соблюдай режим питания, бесконечные перекусы способствую нарушению деятельности желудочно-кишечного тракта, что может быть следствием снижения настроении, самочувствию и активности.
Для учителей:
- После приема пищи не рекомендуется ставить в расписание сложные предметы, такие как русский язык и математика.
- Во время школьных завтраков в непринужденной форме, через беседу и собственную манеру поведения прививать учащимся навыки правильного поведения за столом.
Для родителей:
- Необходимо в утреннее время дома легкие завтраки.
- Ограничивать употребления кофе, шоколада т.к. они действуют на нервную систему.
- Приучить детей к овощным блюдам т.к. лучшей усвояемости белка способствуют овощи.
- Не отказываться от горячих завтраков, они обязательны для детей, т.к. они обеспечивают более длительное сохранение работоспособности учащихся и оказывают влияние физическое развитие, психоэмоциональное состояние.
- Соблюдать режима питания дома.