Гомогенной видимой средой называется такая среда, в которой совсем отсутствуют видимые элементы или число их резко снижено. Причины возникновения ее различны. Например, у людей с ослабленным зрением число видимых деталей в окружающей среде уменьшается в результате снижения различительной способности глаз. Гомогенная видимая среда может возникнуть в шахте в силу специфического места работы: вокруг черный уголь. В природе гомогенная видимая среда представлена огромными снежными просторами Арктики или Антарктики.
В современных условиях человек часто сталкивается с гомогенной средой в городе, дома, на производстве. В городской среде возникает много гомогенных видимых полей, которые, в частности, создают торцы зданий, не имеющие окон. При взгляде на такую голую стену глазу совершенно не за что «зацепиться» после очередной саккады. Если человек окажется у такой стены на расстоянии 40 метров, то она застилает его взор со всех сторон (по горизонтальной линии — на 20-30°, а по вертикальной линии — на 40-45°), тогда как основная масса саккад (86%) имеет амплитуду до 15°, а в секунду глаз делает 2-3 саккады. Это значит, что если человек смотрит на такую поверхность всего лишь 3 секунды, то за это время возникает 6-9 саккад, и все они приходятся на голую стену, где нет элементов для фиксации взгляда. Подобную ситуацию можно сравнить с ощущением, когда человек делает очередной шаг и не чувствует под ногой твердую почву. Так и глаз за 3 секунды около десяти раз «проваливается в бездну». Легко себе представить, насколько неприятна эта ситуация, которая неизбежно ведет к ощущению дискомфорта.
В градостроительной практике есть примеры настенной живописи, с помощью которой удается избавиться от гомогенных полей, но она еще не получила широкого распространения.
Итак, торцы зданий создают гомогенные поля в городских условиях при применении в строительстве панелей большого размера. Не меньшим бедствием, однако, является применение стекол больших размеров. Фасад здания из стекла и асфальтовое покрытие улиц — это безориентирное пространство, созданное руками человека. В такой среде, как мы знаем, амплитуда саккад увеличивается в 3-5 раз, то есть автоматия саккад переходит на поисковый режим. Режим поиска, между тем, тоже не приводит к желаемому результату, так как здание с расстояния 30 метров перекрывает поле зрения на 80°. Необходимость в фиксации взгляда крайне острая, так как велико число саккад.
При сопоставлении двух зданий из разных эпох легко увидеть, как сильно они отличаются. Эта разница заключается в следующем:
- в насыщенности элементами: малое их число в современном здании, и большое — в старинном;
- в структуре элементов: множество прямых линий и прямых углов в современном здании, много острых углов и кривых линий — в старинном здании;
- в размерах плоскостей: одна большая плоскость в современном, и много малых плоскостей — в старинном здании;
- в силуэте зданий: упрощенный силуэт современного здания, вместо которого просто прямая линия, без единого элемента, и сложный, разнообразный силуэт — в старинном.
Создается впечатление, что архитекторы старой формации хорошо знали и про автоматию саккад, и про бинокулярное зрение, и делали все для того, чтобы их архитектура, по меньшей мере, соответствовала физиологическим требованиям зрения. Как видим, декорирование архитектурных сооружений имеет функциональное назначение, и тот, кто первым сказал об «архитектурных излишествах», нанес всем нам большой вред. Пострадала не только эстетическая сторона - нависла угроза над физиологическими механизмами зрения.