Человек сформировался под воздействием природы со всем, многообразием ее элементов, красок, звуков. В этих условиях его органы чувств эволюционировали многие миллионы лет. Естественно, что за исторически короткое время урбанизации механизмы зрительного восприятия не смогли приспособиться к новой среде, тем более что в ходе индустриализации и стихийной урбанизации эта среда становится все более агрессивной. Последствия этого известны: люди, живущие в стандартных серых кварталах шумных и загрязненных городов, не только испытывают дискомфорт, но и более склонны к агрессивным действиям, преступлениям, психическим заболеваниям. Сегодня горожане не могут рассчитывать на удовлетворение своей потребности в комфортной видимой среде ни по объему, ни по качеству.
Город не обеспечивает не только визуального простора, но и обычной природной среды, вытесненной зданиями и асфальтом. Житель современного города чаще всего видит плоские поверхности (фасады зданий, площади, улицы) и прямые углы - пересечения этих плоскостей. В природе же плоскости, соединенные прямыми углами, встречаются очень редко. В городе много монотонно повторяющихся деталей, что главным образом связано с индустриальным изготовлением типовых изделий - окон, панелей, балконов и др. Особенностью же природных образований является колоссальное разнообразие деталей.
Быстрые движения наших глаз (саккады) характеризуются амплитудой, ориентацией и интервалами между ними. Оказывается, глаз совершает скачки автоматически, так же, как происходит дыхание, как бьется сердце. Так появилось понятие «автоматия саккад». Ее обеспечивает ряд структур головного мозга, совокупность которых образует саккадический центр. При взгляде на здания, собранные из больших панелей, глазу не за что «зацепиться». Для саккадического центра это сигнал к переходу на максимальный режим работы в поисках «точки опоры». Но и такой режим не приводит к желаемому результату, и тогда у человека возникает ощущение дискомфорта. В перегруженной однообразными видимыми элементами среде глаз не может зафиксироваться на каком-то одном элементе и минимизировать амплитуду саккад. В то же время после каждой саккады в мозг поступает одна и та же информация, что ведет к его перегрузке.